October 18, 2017

В 2011 году, в разгаре пресс-тура по продвижению своей книги "Карта и территория", Мишель Уэльбек исчез на неделю. С медиарадаров и вообще. В газетах писали всякое, в том числе что его похитила Аль-Каеда. Никто никогда так и не понял, что это было, и Уэльбек, естественно, на вопросы не отвечал, точнее отвечал в свойственном ему стиле — представьте себе Пелевина, только в 1000 раз талантливее.

В 2013 году Гийом Никлу, который раньше уже привлекал Уэльбека в свои фильмы, снял мокьюментари, которое так и называется: "Похищение Мишеля Уэльбека". Поскольку это мокьюментари, то фильм не для слабых духом — имея в виду, что звук там не ахти, и разобрать диалоги, если ты не в наушниках и не с уверенным С1.3-4, как его уклончиво определяют в английских тестах (почти носитель), сложновато, мягко скажем. Учитывая, что Уэльбек не просил никакого гонорара (еще бы, за свои-то собственные мистификации), они его вообще за €10К сняли, наверное (и цвета там соответствующие). Но у фильма есть английские субтитры, на наше счастье.

Сюжет фильма очень простой: Уэльбек живет себе спокойно в своем буржуазненьком квартале и занудствует, затем внезапно его ни с того ни с сего похищают, вывозят непонятно куда к пожилой паре фермеров на природу и держат взаперти, — но обращаются с ним очень вежливо. У него всегда есть красное винишко, с ним ведут содержательные и уважительные разговоры, а также к нему в гости приходит прекрасная молоденькая девушка Фатима, которая утешает его в заточении. (Меня немного покоробило, что это, вообще-то, не фанатка, а обыкновенная проститутка, но так, конечно, жизненнее в 10 раз, вы вообще Уэльбека видели?) Цели у всего этого, кажется, никакой нет (не буду выдавать сюжет).

В общем, фильм очень смешной. И странный. И интеллектуально-неинтеллектуальный. И clin d'œil vers beaucoup de choses françaises (подмигивание, т.е. аллюзия на многие французские, эээ, концепты). Фильм из тех, что нравится критикам (90% на гнилых помидорах), и для тех, кто понимает (всего 6.8 на IMDB).

Учитывая, что Уэльбек там главный актер и сценарист диалогов, и вообще оказал большое влияние на режиссера — это просто-напросто памфлет о его характере и особенностях. Если любить и восхищаться Уэльбеком так, как мы (а я знаю немало таких русскоговорящих людей), то удовольствие получите точно.

Какова была доля импровизации в съемках?

В структуру сценария мы никаких изменений не вносили, но содержание диалогов следовало случайным, часто неожиданным путем, иногда просчитанным, всегда склонным к спонтанности. И уж точно не предусматривалось, что мы так сильно углубимся в алкогольные и сексуальные изыскания.

(с) Гийом Никлу

www.allocine.fr/article/fichearticle_gen_carticle=18636264.html

Ггг.

L'Enlèvement de Michel Houellebecq : nos questions au réalisateur Guillaume Nicloux

Ce soir à 22h20, Arte diffuse "L'Enlèvement de Michel Houellebecq", un téléfilm s'inspirant de la mystérieuse disparition du célèbre écrivain en 2011. Pour l'occasion, nous avons posé quelques questio...